• г. Гродно, ул. 1 мая, 19, 3 этаж
  • +375(44) 750-03-34
  • +375(29) 588-13-37
  • +375(152) 60-92-24

Как правильно принять на работу сотрудника?

Как принять на работу сотрудника

Если вы оформили юридическое лицо или ИП, то имеете право нанимать работников. Раньше ИП могли брать на работу только родственников. После вступления в силу указа Президента в 2014 году это ограничение отменили и появилось новое. Сегодня ИП может брать на работу любого человека, но не больше трех сотрудников.

Мы предлагаем вам общий обзор действий, как ИП/ООО принимает на работу сотрудников в Беларуси. 

Как принять человека на работу?

 

1. Определитесь с формой трудовых отношений

 Между вами и наемным работником могут быть трудовые или гражданско-правовые отношения. Если вы планируете сотрудничать с человеком долго – то оформляйте трудовой договор. Если вы думаете, как правильно принять на временную работу – заключайте гражданско-правовой договор.

Трудовой договор бывает:
  • бессрочный;
  • на определенный срок;
  • трудовой контракт – заключается на год и больше.

Если вы задумались, можно ли принимать работника по контракту – ответьте себе на 2 вопроса. Как долго вы нуждаетесь в услугах такого работника? И как часто планируете давать ему работу. Если вы ищете специалиста на постоянной основе и готовы загрузить его работой хотя бы на пол ставки – то оформляйте трудовой договор. В таком случае ваши отношения регулируют нормы Трудового кодекса РБ.

Гражданско-правовой договор:
  • договор подряда с физическим лицом;
  • договор на оказание услуг с ИП.

Такие трудовые отношения регулируются Гражданским кодексом РБ (со статьи 656) и Указом Президента РБ от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам». Гражданско-правовой договор вам подходит, если вы предлагаете временные работы. Например, хотите принять на работу по договору подряда на время отпуска. Заключив такой договор, вы можете прибегать к услугам исполнителя время от времени – ведь он заключается на неограниченный срок.

 

2.Соберите пакет документов

 Перед тем, как заключить трудовой или гражданско-правовой договор, попросите у сотрудника документы.

Документы от сотрудника:

  • паспорт;
  • военный билет (в случае, если работник военнообязанный);
  • трудовая книжка (если заключаете трудовой договор);
  • документ об образовании (аттестат или диплом);
  • свидетельство соцстрахования (зеленая карточка);
  • медицинская справка (если нужна).

Перед тем, как принять работника на работу, вы тоже должны подготовить бумаги.

Документы от вас (работодателя)

  • штатное расписание;
  • внутренний распорядок;
  • приказы по личному составу;
  • договор (трудовой или гражданско-правовой);
  • трудовые книжки и книга их учета (если заключаете трудовой договор);
  • табель учета рабочего времени и расчетные листки.

Внимание! Запись в трудовую книгу работника не нужна, если вы заключаете договор подряда или гражданско-правовой договор.

Эти документы в первую очередь смотрят Государственная инспекция и проверяющие из Фонда социальной защиты населения, а также проверяющие по охране труда из Министерства по чрезвычайным ситуациям. Поэтому мы советуем поручить составление документов на сотрудника специалисту: бухгалтеру, опытному работнику отдела кадров или юристу.

 

3. Начисляйте зарплату

По трудовому контракту. Если вы нанимаете работника по трудовому контракту на ставку, то обязаны ежемесячно платить ему минимальную зарплату. На 17.08.2017 года – это 265 BYN. Если вы приняли человека на работу на неполную ставку, то начисляете ему зарплату пропорционально занятости. Дополнительные премии и надбавки прописываются в трудовом договоре. Перед начислением заработной платы вы должны выдавать сотруднику расчетный лист, в котором он увидит все начисления и вычеты.

По договору подряда/гражданско-правовому договору. Обсудите сумму вознаграждения с работником в индивидуальном порядке и закрепите договоренность в договоре. Также в документе вы можете право прописать условия для получения платы. Например, после достижения конкретного результата или после определенного количества отработанных часов.

 

4.Отчисляйте деньги на работника в бюджет

Если вы становитесь работодателем – то вы одновременно и налоговый агент сотрудника. Другими словами, вы удерживаете с зарплаты работника налоги и социальные взносы и перечисляете их в бюджет. Обязанности и права налогового агента прописаны в статье 23 Налогового Кодекса РБ.

Внимание! Процедура удержания и перечисления налоговых вычетов сложная. Поэтому мы советуем доверить эту работу специалисту: штатному бухгалтеру или бухгалтерской компании

Кроме налогов вы платите на каждого сотрудника взносы в Фонд социальной защиты населения и страховую. Отчисления в ФСЗН – это 35% от зарплаты. Страховой взнос – 0,6%.

Имейте в виду, что по всем отчислениям вы сдаете отчеты в контролирующие органы.

 

5. Разработайте систему поощрений и взысканий

Удержания из зарплаты работника прописаны в Трудовом Кодексе РБ. Вы не имеете право прописать в «расчетнике» свою сумму взыскания. При заключении договора подряда, вы можете предусмотреть штрафные санкции сами.

Поощрение сотрудников в РБ – на усмотрение руководителя.

 

6. Отпускайте сотрудника в отпуск

Если вы наняли работника по трудовому договору – то обязаны предоставить ему оплачиваемый отпуск минимально 24 календарных дня в год. Есть случаи, когда вы можете или обязаны предоставить дополнительный отпуск. Про отпуск читайте в статьях 149-192 Трудового Кодекса в РБ.  Если вы наняли сотрудника по договору подряда – то не обязаны предоставлять ему оплачиваемый отпуск.

Анализируйте качество и объем работ – и стройте трудовые отношения правильно. Мы надеемся, что наша статья вам поможет.

 

 

Поделиться

Возможно, вам будет интересно: