• г. Гродно, ул. 1 мая, 19, 3 этаж
  • +375(44) 750-03-34
  • +375(29) 588-13-37
  • +375(152) 60-92-24

Должностные инструкции: что это такое и как их составлять

Должностные инструкции

Должностная инструкция (ДИ) – это официальный документ, который упорядочивает работу сотрудника компании в определенной должности.

Кто-то посчитает рабочую инструкцию формальностью. Ведь в 90% случаев к нанимателю приходит сотрудник с опытом. Но на самом деле без правильной инструкции эффективно управлять работниками сложно даже в небольшой организации, не говоря уже о крупных заводах. 

Зачем нужна должностная инструкция?

Большая компания или маленькая – отсутствие грамотных рабочих инструкций ведет к недопониманию и конфликтам. Ведь круг обязанностей, которые подразумевает руководитель, может значительно отличаться от фронта работ, который видит сотрудник. Например, в журнале есть штатный дизайнер. Но обязан ли он в рамках своей работы рисовать дизайн для сайта издания? Другой пример, обязан ли региональный менеджер по продажам заниматься маркетингом в вверенном ему регионе? Видите возможную почву для столкновения интересов работодателя и работника. Так вот, должностная инструкция и нужна, чтобы избежать таких ситуаций.  

Прозрачный трудовой процесс – вот главный смысл рабочей инструкции. Ведь с ней специалист знает, что он должен делать, и что будет, если он этого не сделает. С рабочей инструкцией проще оценить работу сотрудников и разработать систему поощрений.

Важно! То, что прописано в должностной инструкции, должно соответствовать действительности. Ведь если по факту должность предполагает больше обязанностей, то новый сотрудник сбежит, не в начале испытательного срока.

Что входит в должностную инструкцию?

Как правило рабочая инструкция состоит из нескольких разделов:

  • общие моменты;
  • требования к квалификации сотрудника;
  • обязанности сотрудника;
  • права сотрудника;
  • ответственность сотрудника;
  • как производится контроль работы сотрудника и кому он непосредственно подчиняется.

Почему рабочая инструкция многим не по душе?

Не редко рабочую инструкцию считают ненужным «бумагомарательством». На самом деле так и бывает, но только если она писалась просто «чтобы было». Избегайте неясных формулировок, излагайте обязанности работника и свои, то есть нанимателя, четко, без разночтений. 

Для составления грамотной рабочей инструкции любого специалиста, вам нужно утвердить штатное расписание.

В должностной инструкции обязательно нужно указать:

  • официальное название должности сотрудника, кому он подчиняется, к какому отделу относится;
  • список обязанностей сотрудника, соответственно должности, правилам контроля качества работы, правилам по охране труда и пожарной безопасности;
  • список дополнительных прав сотрудника, согласно внутренним правовым актам компании работодателя;
  • информацию о том, какую сведения для работы, когда и от кого получает сотрудник, вместе с кем он выполняет работу, когда обязан передать сведение в другие подразделения организации.

Избегайте противоречий между пунктами должностной инструкции. И помните, что грамотная инструкция – это благо и для нанимателя, и для работника.

 

Поделиться

Возможно, вам будет интересно: