Директор фирмы по сути является единоличным исполнительным органом. В основном работа руководителя организована по нормам трудового законодательства. Но из-за особенностей некоторых функций, которые выполняет директор, его трудовая деятельность регулируется и гражданско-правовыми актами. Поэтому и прием на работу такого сотрудника имеет ряд специфических моментов. Мы подготовили для вас материал, в котором поэтапно расписан механизм трудоустройства руководителя фирмы.
Этап 1. Принятие решения о назначении на должность
Назначает директора компетентный орган. Для ЧУП – это собственник либо учредитель. В ООО и ОДО этот вопрос находится в ведении общего собрания участников, наблюдательного совета или совета директоров, те же органы назначают руководителя и в ЗАО или ОАО. При этом минимум 50% голосов должны быть отданы за потенциального кандидата в руководители. До того, как взять на работу начальника ЧУП или ООО (ОДО), потенциальный претендент на эту должность зачастую пишет заявление о приеме на работу либо о переводе на руководящую должность.
Важно! Если вы планируете нанимать директора-совместителя, то он не должен быть действующим руководителем госпредприятия или фирмы, половина которой находится в государственной собственности.
Список документов при приеме на работу руководителя такой же, как и для других сотрудников: паспорт, документ воинского учета, диплом об образовании, трудовая (не для совместителя).
Есть и другие мероприятия, которые проводят еще до приема на работу начальника. Например, устав организации может предусматривать конкурс на руководящую должность. Некоторые процедуры прописаны в законодательстве. К примеру, если берут на работу директора банка, то его квалификация должна быть проверена специальной комиссией Национального банка.
Этап 2. Заключение трудового договора
Решает подписать трудовой договор тот же компетентный орган, что и назначает руководителя. В протоколе подписание договора и назначение директора прописываются отдельно.
Согласно части 1 ст. 254 ТК, у нас практикуется только заключение срочного трудового контракта с директором. Обычно это договор на 1-5 лет.
Испытательный срок у нового директора может быть прописан в договоре. Но если вы проводили конкурс на должность руководителя, то испытательный срок не устанавливается.
Важно! Если раньше делами компании заведовал управляющий или управляющая организация, то вам нужно внести новую должность (директора, заведующего) в штатное расписание. Только после этого вы можете официально принять сотрудника на работу.
Этап 3. Издание приказа о приеме на работу
Сначала заключается контакт, а потом оформляется приказ о приеме руководителя на работу. Все эти документы должны соответствовать правилам делопроизводства. Приказ должен издать уже новый директор либо коллегиальный исполнительный орган.
Этап 4. Внесение записи в трудовую книжку
Спустя пять дней с прихода нового директора, но не позже недели после подписания приказа о приеме на должность, должна быть внесена соответствующая запись в трудовую книжку.
Этап 5. Заведение личного дела и заполнение личной карточки
Заводить личное дело на руководителя – не обязательно. По закону только для военнообязанных в организации заводится личная карточка воинского учета. Но и на остальных сотрудников вести личные дела не запрещено. Для этого новому руководителю нужно оформить личный листок для кадрового учета и написать автобиографию. Сюда же заносится заявление о приеме на должность директора. Потом кадровому работнику остается только зарегистрировать личное дело в специальной книге учета.
Этап 6. Передача документов, дел и печати компании
Такие документы, как устав, лицензия, бланки строгой отчетности и другие передаются от предшествующего руководителя нынешнему. Оформляется передача при помощи акта приема-передачи документов и дел. Точно так же передается и печать организации.
Часто вместе с передачей дел новому директору проводится инвентаризация.
Этап 7. Переоформление электронных ключей
Оформите полномочия нового руководителя в электронных системах подачи отчетности:
- замените карточку открытого ключа в ФСЗН, где компания стоит на учете;
- переоформите электронный ключ для подачи налоговых и иных отчетов. Сделать это нужно в местном отделении РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Этап 8. Уведомление органов и других организаций о смене директора
О приходе нового руководителя нужно сообщить в первую очередь в банк, который обслуживает фирму. Если вы берете на работу пенсионера, то сообщите об этом в Фонд социальной защиты населения. Также в течение 10 рабочих дней вы обязаны сообщить о смене руководства фирмы в регистрирующий орган. Контрагентов о новом руководстве уведомлять желательно, а если это прописано в договоре с ними – то обязательно.
Этап 9. Подтверждение квалификации по охране труда
За месяц после вступления в должность руководитель должен сдать экзамен по охране труда в исполнительном комитете. После испытания директору выдадут удостоверение о его прохождении.
Как видите, процедура принятия на должность руководящего работника немного сложнее, чем простого сотрудника. Мы надеемся, что наша статья поможет вам не упустить эти мелкие, но важные моменты.